Развитие страхового рынка

Минфин утверждает, что знает, как должно идти развитие страхового рынка. Однако даже нынешняя реформа страхования не осуществляется в полной мере. Эта же участь постигнет и планируемую.

Стратегия, подготовленная Минфином, по которой будет проходить реформа страхования, еще не принята. Но уже вызвала много споров. Недаром изначально страховщики старались представить свой вариант, по которому должно идти развитие страхового рынка. Однако их стратегия была перенасыщена недостоверными данными, так что ее можно не рассматривать в качестве реального проекта. Стратегия от Минфина гораздо более понятна и приемлема. Но и в ней есть спорные моменты.

Реальность или несбыточные желания? 

Наверное, один из самых противоречивых пунктов – это не требование, а, скорее, рекомендация страховщикам о том, что они должны думать не о прибыли в первую очередь, а о том, чтобы страхованием было охвачено как можно больше граждан, все желающие. Сложно представить, какой бы массовой ни была реформа страхования, что частные страховые компании вдруг перестанут думать о том, как заработать деньги. Скорее всего, разработчики стратегии забыли, что страхование – это бизнес, в котором, естественно, на первом месте стоит прибыль. И благодаря этому и происходит развитие страхового рынка.

Еще один момент, который вряд ли будет способствовать тому, что развитие страхового рынка будет идти в запланированном направлении, - требование о передаче страхования, распространяющегося на муниципальное и госимущество специальному госагентству.

Минфин также настаивает на том, что тех видах страхования, которые получили массовое распространение, которые социально значимы, необходимо ввести своеобразные гарантийные фонды.

Когда начнем жить по-новому? 

Аж до 2020-го года растянется запланированная Минфином реформа страхования. Это значит, что в течение восьми лет должны быть внедрены все новинки, осуществлены все изменения, прописанные в стратегии. Но это в теории. На практике все происходит совсем не так.

Если брать за образец действующую стратегию развития страхового рынка, запланированную на три года, то реальность очень далека от первоначального проекта. Т.е. изначально существовал сценарий, по которому должна идти реформа страхования. Однако созданная в определенный период стратегия не может учитывать изменения и требования времени, которые заставят через год, через два действовать совершенно по-другому. Например, действующий план не смог спрогнозировать (наверное, это было и невозможно) очень значимые для страхового рынка события. Это прямое возмещение убытков в ОСАГО, и слияние ФССН и ФСФР, и возможность проверки ТО страховщиками… Вот и получается, что разработанная три года назад стратегия – это даже не примерный план, по которому идет реформа страхования. Достаточно вспомнить, что из 16-ти пунктов плана четверть не была выполнена вовсе, а остальные осуществились лишь частично.

Так что и разработанную сейчас Минфином стратегию, скорее всего, постигнет та же участь. Тем более, что в отличие от действующего плана, она захватывает целых восемь лет, а предугадать, какие требования рынок выдвинет спустя несколько лет – невозможно. Наверное, к такой стратегии нужно относиться, как к теоретической возможности внедрения новых механизмов работы, но не как к руководству к действию.

Google

Оставить комментарий