Кому надо читать правила страхования?

Правила страхования – макулатура или важный юридический документ?

Когда мы приходим страховаться, мы получаем «в нагрузку» к страховому полису увесистую пачку бумаги с текстом под названием «Правила страхования». Не спешите отправлять эту пачку в свою печку на даче, т.к. правила страхования – это полноценный юридический документ и полноценная часть договора страхования.

Правила страхования говорят о том, что считается страховым случаем, а что – нет, что делать Клиенту при наступлении страховых событий, какие у него права, а какие обязанности, и за что именно отвечает страховая компания. Правила страхования у каждой страховой компании свои по каждому виду страхования, и они не просто сочинены Страховщиком, а еще, в обязательном порядке, проверены и согласованы в страховом надзоре (это специальный контролирующий страхование департамент при Минфине). Так что и для страховой компании, и для Клиента Правила страхования – важнейший и обязательный к исполнению юридический документ.

Но как в них разобраться, ничего не упустив, особенно того, что касается нашего будущего благополучия? Как не пропустить «подводные камни» в тексте, которые могут послужить причиной для отказа в страховой выплате?

Конечно, в идеале, нужно перед страхованием взять Правила страхования и сесть за их штудирование. Но это потребует много времени, внимания и, главное, специальных знаний! Не все располагают такими ресурсами. Значит, нужна чья-то помощь.

Первым делом мы призовем на помощь, конечно же, нашего страхового агента. Безусловно, страховой агент – профессионал и владеет всеми страховыми терминами, к тому же он максимально заинтересован в нас, как в Клиентах, и должен предоставить нам максимальный сервис. Тем не менее, есть ряд «НО».

  1. Устное изложение и трактовка страховым агентом текста Правил страхования  не имеет никакой юридической силы. Вы не сможете потом приложить даже диктофонную запись к исковому заявлению, если придется биться со страховой компанией за выплату. Ведь все равно приоритет будет за Правилами страхования как за правовым документом, подписанным обеими сторонами договора.
  2. Страховой агент должен давать ответы на вопросы Клиента максимально точными и однозначными формулировками – а это формулировки из тех же Правил страхования. Т.е. в абсурдном идеальном варианте страховой агент прочитает нам те же Правила страхования, дословно и по пунктам.
  3. Страховой агент заинтересован в нас как в Клиенте – т.е. источнике своего дохода. А значит, у нас нет гарантий, что его трактовка Правил страхования будет беспристрастной и из нее не выпадет существенных для нас впоследствии моментов. Т.е. нет никаких гарантий, что страховой агент объективен и ответственен за ошибку в разъяснениях сути Правил страхования.

Вопрос. Что же тогда нам, Страхователям-Клиентам, делать? Кому можно верить?

Ну, во-первых, можно верить собственным глазам и ушам и все же потратить время и внимание на глубокое ознакомление с содержанием Правил страхования. Некоторые из нас лучше воспринимают информацию на слух, и для таких Клиентов многие страховые компании создали Правила страхования на аудионосителях.

Во-вторых, нужно поручить штудирование и трактовку Правил страхования – незаинтересованным профессионалам – независимой юридической службе, которая по договору об оказании услуг Клиенту несет ответственность за юридическую консультацию и даст письменное заключение по содержанию Правил страхования (в том числе и по их положениям, невыгодным для Клиента).

Конечно, помощь юриста стоит денег. Но гораздо меньших денег, чем напрасно уплаченная страховая премия по полису или неполученное страховое возмещение из-за нашего незнания требований Правил страхования.

На Западе это вообще нормальное явление – отдать Правила страхования на юридическую экспертизу перед подписанием страховых договоров. Будем надеяться, что и в России научатся взвешенно относиться к своим ресурсам и предупреждать возможные денежные потери!


Оставить комментарий